История изучения Эльбруса. Справка - РИА Новости, 26.08.2009

История изучения Эльбруса. Справка

© РИА НовостиИстория изучения Эльбруса. Справка
История изучения Эльбруса. Справка
Эльбрус – высочайший горный массив Большого Кавказа, в системе Бокового хребта. Представляет собой сложенный в основном андезитами двухвершинный конус потухшего вулкана на высоком цоколе из гранитов и кристаллических сланцев. Западная вершина – 5642 м, восточная – 5621 м. Они разделены седловиной (полого-выпуклое понижение высотой 5200 м) и отстоят друг от друга примерно на 3 км. Общая площадь ледников Эльбруса – 134, 5 км; наиболее известные из них: Большой и Малый Азау, Терскол.

По мнению современных ученых Эльбрус нельзя считать "потухшим" вулканом. Как показывают исследования ведущих российских институтов и лабораторий, например, Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН, Института вулканической геологии и геохимии Дальневосточного отделения РАН, Геологического института РАН, Кабардино-Балкарского государственного университета на самом деле это – "потенциально активный и весьма опасный вулкан". Более того, специалисты фиксируют все новые грозные признаки того, что Эльбрус после 1800 лет сонного затишья начинает просыпаться. За свою долгую историю он много раз выбрасывал гигантские потоки раскаленной лавы. Так вулканологи смогли совершенно точно установить, что Эльбрус извергался 6200, 4500 и 2500 лет назад. А в последний раз лава изливалась из его жерла в I и II веках нашей эры. Однако исследователи уверены, что в ближайшие несколько сотен лет вулкан не проснется.

Первовосхождение на восточную вершину Эльбруса было совершено в 1829 году участниками экспедиции под руководством генерала Российской армии Георгия Эмануэля, начальника Кавказской укрепленной линии. Экспедиция имела научный характер, в нее вошли: академик Адольф Купфер – геофизик, геолог, основатель Главной физической обсерватории в Петербурге, физик Эмилий Ленц (в честь него названы скалы Ленца на северном склоне Эльбруса), зоолог Эдуард Минетрие, основатель Русского энтомологического общества, ботаник Карл Мейер, впоследствии ставший академиком и директором ботанического сада Российской Академии наук, художник-архитектор Иосиф Бернардацци, венгерский ученый Янош Бессе. Вспомогательная служба экспедиции Эмануэля состояла из 650 солдат и 350 линейных казаков. Первым на восточную вершину поднялся карачаевский проводник Хилар Хаширов.

Первовосхождение на Западную, наиболее высокую вершину, Эльбруса было совершено в 1874 году английскими альпинистами под руководством Фредерика Грове, в составе экспедиции был проводник-балкарец Ахия Соттаев.

31 июля 1890 года великий русский ученый – топограф, исследователь Кавказа Александр Васильевич Пастухов в очень трудных условиях совершил восхождение на Эльбрус. Он первым из русских альпинистов покорил ее высочайшую точку – западную вершину. А спустя шесть лет, в 1896 году, поднялся и на восточную вершину, совершив в первый раз "крест" – восхождение за один день на обе вершины.

По мере освоения Эльбруса альпинистами, им начали интересоваться ученые нашей страны, в первую очередь метеорологи. Еще в 1898 году Русское географическое общество намеревалось открыть здесь первую в России высокогорную метеорологическую станцию. Однако инициатива не встретила поддержки со стороны царского правительства. В 1906 году Кавказское горное общество решило построить метеостанцию, но и это решение осталось на бумаге: не нашлось средств на ее сооружение.

Настоящее планомерное исследование Эльбруса началось только после Октябрьской революции. Так, в 1925 – 1927 годах группы Я. Фролова и В. Альтберга наблюдали за поведением ледников. В 1928 – 1929 годах на Эльбрусе работала экспедиция Географической обсерватории под руководством Н. Калитина и экспедиция Казанского университета, изучавшая горную болезнь и действие факторов высокогорья на нервную систему человека, которой руководил Н. Н. Сиротинин.

В 1934 году приступила к планомерным исследованиям первая комплексная Эльбрусская экспедиция Академии наук СССР, созданная по инициативе ленинградских ученых.

Именно здесь, на Эльбрусе, ученые разработали и впервые опробовали оптические методы исследования атмосферы, которые впоследствии нашли широкое применение в СССР и за рубежом. В Эльбрусской экспедиции были сделаны такие открытия, как оптический эффект аномальной прозрачности атмосферы при низком Солнце, суточные вариации свечений ночного неба, инфракрасное излучение Млечного Пути. К выдающимся достижениям в области изучения строения и оптических свойств атмосферы следует также отнести обнаружение в атмосфере на высоте 70 – 100 км слоя паров натрия, измерение спектральной прозрачности туманов, определение спектральной толщины озонного слоя в стратосфере.

В предвоенные годы на склонах Эльбруса проводились первые в Советском Союзе систематические исследования в области космических лучей. Впервые были получены количественные данные об интенсивности мезонной компоненты космического излучения. За время проведения Эльбрусской экспедиции был накоплен обширный материал о воздействии высоты и ультрафиолетовых лучей на живые организмы, о запыленности нижнего слоя атмосферы, о распространении коротких и ультракоротких радиоволн в горах, об атмосферном электричестве.

Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.) приостановила исследования в Приэльбрусье. Все объекты Эльбрусской экспедиции были разрушены.

В 1948 году по инициативе академика АН СССР Евгения Федорова и профессора Сергея Родионова Президиум Академии наук СССР принял решение о воссоздании Эльбрусской комплексной экспедиции и о продолжении исследовательских работ. В период с 1948 по 1955 год в Приэльбрусье возник крупный научно-исследовательский центр, который впоследствии был преобразован в Высокогорный геофизический институт (ВГИ).

В последние годы Высокогорный геофизический институт добился значительных успехов в различных направлениях своей деятельности. Институт является головным научно-исследовательским учреждением в системе Росгидромета в области исследований физики конвективных облаков и активных воздействий на градовые процессы, а также по исследованию снежных лавин, разработке методов воздействия на их сход, и исследованию селевых процессов. В настоящее время усилия коллектива ВГИ направлены на исследование опасных гидрометеорологических явлений, поиск путей управления ими.

С июля 1957 года на Эльбрусе обосновалась экспедиция Московского государственного университета имени Ломоносова. Она была создана в связи с проведением Международного геофизического года и в первый год своего существования проводила исследования в содружестве с экспедицией Института прикладной геофизики Академии наук СССР.

В 1964 году экспедиция вошла в состав проблемной лаборатории снежных лавин и использовалась как опытно-экспериментальная гляциологическая станция и методический центр ледниковых, лавинных и селевых исследований; в 1991 году была переименована в учебно-научную базу географического факультета для учебных и производственных практик студентов и проведения стационарных научных исследований на Центральном Кавказе.

Направления научных исследований – стационарные наблюдения за снежным покровом, ледниками, лавинами и селями, изучение эволюции оледенения Кавказа, гляцио-картографический мониторинг оледенения Эльбруса, оценка и картографирование лавинной и селевой опасности высокогорных территорий, изучение динамики снежности зим и лавинной деятельности на Большом Кавказе на основе стационарных и экспедиционных наблюдений и анализа метеорологических данных.

В 2009 году Институтом географии РАН была организована экспедиция по изучению снежного покрова на Эльбрусе. В экспедиции принимают участие специалисты Института географии Российской академии наук (РАН), Сахалинского филиала Дальневосточного геологического института (ДГИ) Дальневосточного отделения (ДВО) РАН и сотрудники Московского государственного университета. Руководит работами доктор географических наук, сотрудник Института географии, один из ведущих мировых специалистов по горным ледникам Владимир Михаленко.

В ходе экспедиции ученые проведут бурение на западном ледниковом плате на глубину более 200 м (до "ложа" ледника). В ходе бурения будет измеряться температура льда в глубинных слоях, проводиться геохимическая съемка поверхности ледникового плата.

Ученые, определив возраст льда, смогут понять, как на протяжении определенного периода времени менялась концентрация углекислого газа в атмосфере нашей планеты. Это поможет глубже изучить причины глобального изменения климата Земли.

Многие эксперты считают, что именно растущие из-за промышленного развития выбросы парниковых газов, в том числе и углекислоты, являются основной причиной глобального изменения климата, наблюдаемого в течение последнего столетия. Однако эти ученые пока не могут сказать, насколько существенен вклад человека в глобальное изменение климата.

Бурение на Эльбрусе будет вестись по инициативе Российской академии наук, однако пробы будут исследовать не только российские ученые. Например, геохимические исследования керна проведут во Франции. Бурение льда сейчас ведется в Антарктиде и Гренландии. Работы на Эльбрусе станут первым опытом подобных исследований в высокогорных районах.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников