Ученые: снижение активности Солнца приводит к аномальному потеплению - РИА Новости, 07.10.2010

Ученые: снижение активности Солнца приводит к аномальному потеплению

Ученые с помощью спутниковых наблюдений выяснили, что нынешний солнечный цикл завершается аномальным изменением солнечного спектра, которое ведет к потеплению климата на Земле на фоне снижающейся активности Солнца.

МОСКВА, 7 окт - РИА Новости. Ученые с помощью спутниковых наблюдений выяснили, что нынешний солнечный цикл завершается аномальным изменением солнечного спектра, которое ведет к потеплению климата на Земле на фоне снижающейся активности Солнца, сообщается в журнале Nature.

Полученные во время трехлетнего эксперимента данные не позволяют ученым судить, насколько такое аномальное поведение Солнца имело место в прошлом и может сказаться на климате в дальнейшем. Ученые отмечают, что люди еще очень мало знают о механизмах влияния солнечной активности на климат планеты.

Авторы публикации, группа ученых во главе с Джоанной Хай (Joanna Haigh) из Имперского колледжа Лондона, проанализировали ежедневные наблюдения за спектром солнечного излучения, которые проводились с 2004 по 2007 годы спутником NASA SORCE (Solar Radiation and Climate Experiment). Ученые обнаружили, что при общем снижении активности звезды интенсивность видимой части спектра заметно увеличилась, а ультрафиолетовая составляющая стала менее интенсивной.

Неожиданное изменение активности Солнца совпало с необычайным потеплением климата планеты в эти годы. При этом пик солнечной активности в нынешнем цикле пришелся на 2001 год, достигнув минимума в 2009 году.

Несмотря на то, что изучение циклов солнечной активности проводится астрофизиками практически с момента изобретения телескопа в 17 веке, детальные данные о динамике спектра солнечного света не были доступны до самого последнего времени. Ученые располагали лишь эмпирической моделью спектра солнечного излучения, использующей в качестве параметров количество и площадь солнечных пятен. Обнаруженные учеными изменения в спектре Солнца резко отличаются от предсказанных моделью. Из-за перераспределения в интенсивности излучения различных длин волн суммарное количество солнечной энергии, приходящее к поверхности Земли, увеличилось, несмотря на спад активности.

Изменение состава солнечного спектра также сказалось на озоновом слое атмосферы, который стал более тонким ниже 45 километров над уровнем моря. При этом концентрация озона в более высотной области атмосферы увеличилась. Прогноз об этом был сделан с помощью моделирования, и его впоследствии подтвердили данные со спутников.

"Обнаруженные нами корреляции в температуре климата и толщине озонового слоя могут быть чистой воды совпадениями, однако эти неожиданные данные слишком важны, чтобы не сделать их доступными сейчас", - сообщила Хай интернет-изданию Nature News.

Ученые допускают, что текущий цикл солнечной активности может отличаться от предыдущих по непонятным пока причинам, поэтому для более глубокого понимания наблюдаемых процессов необходимы дополнительные наблюдения.

"Если пики солнечной активности не совпадают по фазе с максимумами приходящей на Землю солнечной энергии, то это может заставить нас пересмотреть многие парадигмы относительно того, как атмосферные процессы сказываются на климате планеты", - сказал Майкл Локвуд (Michael Lockwood), независимый эксперт из Университета Ридинга в Великобритании.

В то же время авторы публикации считают, что обнаруженные аномалии не расшатывают фундамент под теорией глобального потепления, так как вносимые циклами солнечной активности изменения, пусть и очень заметные, являются непродолжительными, тогда как усиление парникового эффекта наблюдается уже на протяжении десятилетий.