Ученые выяснили, каким бы стал мир без озона - РИА Новости, 19.03.2009

Ученые выяснили, каким бы стал мир без озона

Авторы исследования, опубликованного в журнале Atmospheric Chemistry and Physics, решили выяснить, что произошло бы с Землей, если бы в 1980-е годы 193 страны не договорились бы запретить производство веществ, разрушающих озоновый слой.

МОСКВА, 19 мар - РИА Новости. Ожоги от солнечных лучей за пять минут, шестикратный рост случаев рака кожи и генетических мутаций, перемены в температурном режиме и циркуляции атмосферы - все это ожидало бы нас в мире, лишенном озона, считает группа американских ученых, разработавших компьютерную модель "мира, которого удалось избежать".

Авторы исследования, опубликованного в журнале Atmospheric Chemistry and Physics, решили выяснить, что произошло бы с Землей, если бы в 1980-е годы 193 страны не договорились бы запретить производство веществ, разрушающих озоновый слой, - разных типов газа дифтордихлорметана или фреона, которые использовались в аэрозолях и хладагентах.

"Мы использовали модель, учитывающую взаимодействие радиации, химических веществ, динамики атмосферы, чтобы воссоздать будущий мир, где вещества, разрушающие озон, не были бы запрещены и их производство росло бы на 3% в год", - говорится в статье.

Согласно этой модели, к 2020 году 17% озона исчезло бы, озоновая дыра, ранее формировавшаяся только над Антарктидой, появилась бы и в Арктике. К 2040 году концентрация озона в глобальном масштабе могла бы упасть ниже уровня, который наблюдается сейчас в антарктической "озоновой дыре". В средних широтах пребывание на солнце в полдень в ясный летний день через десять минут вызвало бы ожог, а озоновая дыра в Антарктике сохранялась бы круглый год.

В 2050 году концентрация озона в стратосфере в тропических широтах могла бы резко снизиться - почти до нуля в результате процесса, сходного с тем, который приводит к образованию антарктической озоновой дыры.

К 2065 году исчезло бы около двух третей озона - не только у полюсов, но и везде. Сила ультрафиолетовой радиации на широте Вашингтона выросла бы в два раза, но в самой жесткой, коротковолновой части, - более чем в 10 тысяч раз. Число случаев генетических мутаций увеличилось бы более чем на 650%, соответственно, широко распространился бы рак кожи и были бы чаще зафиксированы поражающие эффекты, действующие на растения и животных.

"Мы создали мир, которого нам удалось избежать. И мы должны быть рады, что избежали его", - говорит руководитель исследования Пол Ньюмэн (Paul Newman) из Центра НАСА имени Годдарда.

Озон состоит из молекул, образованных тремя атомами кислорода, а не двумя, как весь остальной кислород на Земле. Слой озона в атмосфере блокирует большую часть ультрафиолетового излучения Солнца и защищает все живые организмы от генетических повреждений. Запасы озона пополняются за счет фотохимических реакций в верхних слоях атмосферы, где ультрафиолет расщепляет двухатомные молекулы кислорода, которые затем рекомбинируются в трехатомный озон.

Озоновый слой был был открыт в 1913 году. В 1985 году впервые была обнаружена озоновая дыра диаметром свыше тысячи километров над Антарктидой.

По данным ученых, газ фреон, изобретенный в 1928 году, нарушил баланс. В верхних слоях атмосферы это вещество разлагается на составные части и разрушает молекулы озона. Фреоны могут оставаться в стратосфере по несколько десятков лет. В 1987 году, после обнаружения озоновой дыры, Всемирная метеорологическая организация, Программа ООН по защите окружающей среды (ЮНЕП) собрали ученых, экологов, политиков и бизнесменов для разработки документа о запрете веществ, разрушающих озоновый слой.

В январе 1989 года этот документ, получивший название Монреальский протокол, вступил в силу.