Люди приручили лошадей на тысячу лет раньше, чем считалось - РИА Новости, 06.03.2009

Люди приручили лошадей на тысячу лет раньше, чем считалось

Первыми, кто приручил диких лошадей, стали жители севера современного Казахстана, которые около 5,7-5,1 тысячи лет назад сделали лошадей основным источником мясной и молочной пищи и заложили основы верховой езды.

МОСКВА, 6 мар - РИА Новости. Дикие лошади были впервые приручены на тысячу лет раньше, чем считалось прежде - первыми стали жители севера современного Казахстана, представители ботайской культуры, которые около 5,7-5,1 тысячи лет назад сделали лошадей основным источником мясной и молочной пищи и заложили основы верховой езды, основного способа передвижения по суше вплоть до начала XIX века, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Хотя приручение лошадей радикально изменило ход мировой истории, обеспечило развитие новых ремесел, изменило облик сельского хозяйства и военного дела, до последнего времени историкам и археологам не было известно, кем и когда лошади были приручены впервые. Генетический анализ лошадей разный современных пород показывает, что либо одомашнивание этих животных происходило несколько раз, либо, что тоже весьма вероятно, часто проводились скрещивания между породистыми жеребцами и молодыми дикими кобылами.

Авторами исследования стала группа ученых под руководством Алана Аутрама (Alan Outram) из Эксетерского университета (Великобритания), в которую вошел Виктор Зайберт, профессор археологии Кокчетавского университета в Казахстане, впервые открывший миру ботайскую культуру более 25 лет назад, а также Алексей Каспаров из Института истории материальной культуры в Санкт-Петербурге.

Им удалось доказать, что впервые лошади были одомашнены именно племенами, жившими в четвертом тысячелетии до нашей эры в степях современного северного Казахстана.

Обширная полевая археологическая работа на территории четырех стоянок полукочевых сообществ на территории северного Казахстана и последовавший за этим детальный анализ находок позволил ученым обнаружить сразу три серии независимых свидетельств приручения лошадей в глубокой древности.

Так анализ костей прирученных лошадей показал их сходство с лошадьми бронзового века в Европе, и явные отличия от диких лошадей, обитавших в степях современного Казахстана пять тысячелетий назад. Это навело археологов на мысль, что древние наездники проводили отбор среди отловленных диких скакунов по их физическим данным, которые затем развивали с помощью скрещивания.

Кроме того, команда Аутрама обнаружила доказательства того, что лошадей действительно использовали для верховой езды - об этом говорят характерные следы на коренных и предкоренных зубов обнаруженных останков лошадей, оставленные древними удилами.

Наиболее интересной работой стало исследование остатков глиняной посуды, в результате которого по соотношению изотопов углерода и водорода ученым удалось обнаружить продукты разложения молекул жирных кислот, стеариновой и пальмитиновой, характерных для конского молока. Ученые полагают, что всемирно известная казахская традиция сбраживания конского молока в слабоалкогольный напиток кумыс уходит своими корнями к самым первым этапам одомашнивания лошадей.

"То, что лошади были одомашнены на тысячелетие раньше, чем считалось до сих пор, заставляет нас заново пересмотреть историю развития этих сообществ наездников и цивилизации в целом", - приводит слова Аутрама пресс-служба университета Эксетер.

По всей видимости, одомашнивание лошадей в первую очередь по сравнению с одомашниванием коз, овец и коров, было обусловлено их неприхотливостью, способностью пастись круглый год и добывать себе пищу даже из под снега. Козы же и овцы, нуждающиеся в зимнем фураже, стали по всей вероятности дополнением к уже сложившемуся древнему экономическому укладу, основанному на лошадях.