Один из компонентов пластика наносит вред здоровью - ученые - РИА Новости, 17.09.2008

Один из компонентов пластика наносит вред здоровью - ученые

© www.nationwideparty.comПластиковая посуда
Пластиковая посуда

Британские ученые обнаружили, что бисфенол-А - химикат, используемый при изготовлении пластиков для бутылок и пищевых упаковок, - может повышать риск сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний у людей. Однако, по мнению самих исследователей, однозначной трактовке результаты работы не поддаются, сообщает "МедПортал.Ру".

Исследование британских ученых

Для того чтобы оценить возможность взаимосвязи между бисфенолом-А и сердечно-сосудистыми заболеваниями и диабетом, ученые из Медицинской школы Пенинсьюла в Эксетере изучили данные опросников и образцы мочи 1455 взрослых людей, ранее принимавших участие в Национальном исследовании здоровья и питания США. Предыдущие анализы этих образцов показали, что 92,6% из них содержат определяемые количества бисфенола-А.

Разделив образцы мочи на четыре группы в зависимости от концентрации бисфенола-А и сопоставив их с данными опросников, исследователи пришли к выводу, что у людей из группы с максимальным содержанием химиката в моче в 3 раза повышен риск сердечно-сосудистых заболеваний и в 2,4 раза - риск диабета по сравнению с группой минимальной концентрации бисфенола-А. Эта зависимость сохранялась и при введении поправок на другие факторы риска: возраст, пол, раса, уровни образования и доходов, курение и индекс массы тела.

Высокое содержание бисфенола-А сочеталось с повышенным уровнем печеночных ферментов, что может указывать на возможное поражение печени. Связи химиката с риском инсульта, онкозаболеваний и артрита не обнаружено.

Тем не менее, поясняет руководитель исследования Дэвид Мельцер, результаты работы невозможно интерпретировать однозначно. Во-первых, бисфенол-А выводится из организма довольно быстро - в течение суток - и по его концентрации в единичном образце сложно судить о хронических эффектах. Во-вторых, метаболизм бисфенола-А может нарушаться при заболеваниях печени и ожирении, то есть нельзя с уверенность сказать, что первично - болезнь или высокая концентрация бисфенола в моче.

Споры вокруг пластиковых тарелок

Между тем, это не первые нападки на бисфенол. В этом году сразу несколько европейских организаций, занимающихся охраной окружающей среды, распространили заявления о том, что химическое соединение бисфенол-А вреден для детей и животных.

Не так давно американские исследователи заявили, что низкие дозы бисфенола повреждают функции мозга у приматов. Ученые считают, что и на людей это вещество может оказывать подобное воздействие.

Ранее ученые из США утверждали, что упакованные в пластик пищевые продукты могут быть причиной различных нарушений обмена веществ. Проведенные ими эксперименты на животных показали, что основной компонент пластика бисфенол-А приводит к уменьшению выработки спермы у самцов и ускоряет процесс полового созревания у самок.

При этом специалисты обнаружили, что у 92% людей, выбранных случайным образом, концентрация бисфенола-А в организме была повышенной - существенно выше той, при которой наблюдались гормональные нарушения у подопытных животных.

О том, что химикат, содержащийся в пластике, который используется для изготовления бутылок, DVD- и CD-дисков, может быть вреден для здоровья, заявили в апреле и канадские ученые.

Как заявил тогда министр здравоохранения Канады Тони Клемент, химикат, вероятно, ставит под угрозу здоровье детей и новорожденных, а также ухудшает состояние окружающей среды.

"Целесообразным было бы решение правительства Канады (относительно) сокращения воздействия бисфенола-А на новорожденных и детей", - заявил Клемент. Он также добавил, что в случае принятия решения о запрете использования пластика "Канада будет первой страной в мире, которая пойдет на подобные меры с целью сокращения воздействия бисфенола-А".

О потенциальном вреде пластика канадцы заявили после того, как Национальная токсикологическая программа при правительстве США (National Toxicology Program) сообщила о том, что существуют "некоторые опасения" относительно безопасности химиката.

После проведения ряда опытов на лабораторных крысах американские ученые предположили, что возможна связь между употреблением пищи из пластиковой посуды и изменениями поведения, ранней половой зрелостью, опасностью возникновения рака простаты и рака груди и изменениями в мозгу.

По заявлению американских ученых, эта связь пока не подтверждена, однако вероятность риска здоровью отвергать нельзя.

Между тем, Государственное управление США по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами и Европейское управление по контролю за безопасностью продуктов питания пришло к заключению о безопасности бисфенола-А в производстве пищевой упаковки.

Но, несмотря на подтверждение безопасности бисфенола-А, американский штат Калифорния уже рассматривает возможность запрета использования вещества для производства упаковки.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости  и открытых источников